Основные тенденции полиграфического рынка России

Полиграфическая промышленность является одной из наиболее социально-значимых отраслей экономики. Её задача заключается в снабжении населения печатной продукцией. Иными словами — в удовлетворении спроса на новости, художественную литературу, учебные пособия и так далее.

Как отмечает специалист компании «Ленпечати» Юлия Гридина, несмотря на принятые государством меры по стимулированию, ситуация в печатной отрасли по прежнему остается сложной. Причиной падения рынка журнальной и книжной продукции является снижение спроса на полиграфические услуги. В тоже время наблюдается значительный рост себестоимости продукции, обусловленный удорожанием её изготовления и распространения. В итоге производитель попадает в замкнутый круг: компенсация убытков, вызванная падением платежеспособного спроса, производится за счет повышения цен, что в свою очередь приводит к дальнейшему снижению спроса.

Доходы от рекламы, являющейся основным источником дохода СМИ, также снижаются, так как рекламодатель постепенно уходит в интернет. В результате, часть игроков полиграфического рынка вынужденно уходит с рынка или реорганизовывает бизнес. Несмотря на эти негативные влияния, массового выхода участников пока не наблюдалось. Компании стараются удержаться на плаву за счет приостановки запланированных к запуску проектов, в том числе и по модернизации производства.

Постепенно меняется и организационно-правовая форма бизнеса — крупные государственные корпорации сменяются малыми полиграфическими производствами. Структурные изменения рынка заключаются в том, что большинство печатных изданий теперь концентрируется в Москве. Стоит отметить и появление крупного издательского холдинга в республике Башкортостан, вошедшего в состав ряда государственных полиграфий.

Если опираться на статистические данные, снижение выпуска печатной продукции (как в натуральных, так и в финансовых показателях) ежегодно составляет от 5 до 10%. Сохранить рост объёмов удалось только в секторе производства печатной упаковки и прочей печатной продукции. Госструктуры разрабатывают программы отраслевой поддержки для устранения негативного эффекта: Роспечать подготавливает комплекс мер по повышению доступности книжной продукции и периодики для населения, Минкомсвязь поддерживает либерализацию законодательства в медиа-индустрии. Так, в декабре 2016 года Минкомсвязь предложил законопроект поддержки книжных магазинов, включающий отмену НДС и определенный перечнь льгот. Тем не менее, давать какие-либо обнадеживающие прогнозы, по мнению Юлии Гридиной, пока затруднительно.

В стремлении увеличить рентабельность бизнеса типографии стали предоставлять не только профильные услуги, но и прибегли к организации выпуска собственной продукции: упаковочных материалов, рекламных товаров, обоев, пленочных покрытий для мебели и т.д. Растет число новых форматов – мини-типографий, специализирующихся на одном направлении, цифровых и «гибридных» типографий. Рынок разделился на технологические и товарные сегменты, которые ориентированы на определенную целевую аудиторию. Стоит отметить, что такой процесс вполне закономерен и соответствует тенденциям, наблюдаемым в странах с развитой полиграфической промышленностью.

Часть компаний берет ориентацию на мультитехнологичное производство, совмещающее несколько методов (цифровой, офсетный, флексографический). Но большинство типографий стремиться к снижению издержек и в силу узкой ориентированности на определенного потребителя пока использует только цифровую печать. Стоит отметить увеличение количества предприятий, производящих упаковочно-этикеточные товары, а также относительно новые продукты: пластиковые карты и так называемый direct-mail ( персонализированные рекламно-информационные письма).

Подводя итог, можно выделить главные тенденции развития полиграфического рынка:

  1. Активизацию процесса слияния-поглощения и появление крупных полиграфических комплексов;
  2. Реализация бизнес-модели «печать по требованию»;
  3. Укрепление взаимодействия между малыми типографиями, способствующее возникновению устойчивых к кризису предприятий.

Юлия Гридина (c) www.lenpechati.ru

Филиалы нашей компании

  1. (М) пл. Восстания

    Невский пр., 136 или 2-ая Советская ул., 23 +7 (812) 335-07-00 info@lenpechati.ru
  2. (М) Садовая

    Сенная площадь д.9 1 этаж +7 (812) 339-23-46 spas@lenpechati.ru
  3. (М) Маяковская

    Невский пр., 78 угол Невского и Литейного пр. +7 (812) 318-59-51 center@lenpechati.ru
  4. (М) Комендантский пр.

    Комендантский пр., 11 ТК "Миллер", 2 эт. +7 (812) 335-97-22 miller@lenpechati.ru
  5. (М) пл. Ленина

    ул. Академика Лебедева, 7 угол с ул. Комсомола, 51 +7 (812) 640-07-37 lebedeva@lenpechati.ru
  6. (М) Московская

    ул. Гастелло, 14 +7 (812) 335-97-83 moscow@lenpechati.ru
  7. (М) Петроградская

    ул. пр. Попова, 38 пом. завода “Ригель” +7 (812) 335-97-73 popova38@lenpechati.ru
  8. (М) Невский пр.

    наб. кан. Грибоедова, 21 около Дома Книги +7 (812) 454-66-48 griboedov@lenpechati.ru

Форма онлайн заказа

Где вам удобнее забрать заказ?
Мы гарантируем, что ваши данные не будут использованы для СПАМ рассылок