Основные тенденции полиграфического рынка России
Полиграфическая промышленность является одной из наиболее социально-значимых отраслей экономики. Её задача заключается в снабжении населения печатной продукцией. Иными словами — в удовлетворении спроса на новости, художественную литературу, учебные пособия и так далее.Как отмечает специалист компании «Ленпечати» Юлия Гридина, несмотря на принятые государством меры по стимулированию, ситуация в печатной отрасли по прежнему остается сложной. Причиной падения рынка журнальной и книжной продукции является снижение спроса на полиграфические услуги. В тоже время наблюдается значительный рост себестоимости продукции, обусловленный удорожанием её изготовления и распространения. В итоге производитель попадает в замкнутый круг: компенсация убытков, вызванная падением платежеспособного спроса, производится за счет повышения цен, что в свою очередь приводит к дальнейшему снижению спроса.
Доходы от рекламы, являющейся основным источником дохода СМИ, также снижаются, так как рекламодатель постепенно уходит в интернет. В результате, часть игроков полиграфического рынка вынужденно уходит с рынка или реорганизовывает бизнес. Несмотря на эти негативные влияния, массового выхода участников пока не наблюдалось. Компании стараются удержаться на плаву за счет приостановки запланированных к запуску проектов, в том числе и по модернизации производства.
Постепенно меняется и организационно-правовая форма бизнеса — крупные государственные корпорации сменяются малыми полиграфическими производствами. Структурные изменения рынка заключаются в том, что большинство печатных изданий теперь концентрируется в Москве. Стоит отметить и появление крупного издательского холдинга в республике Башкортостан, вошедшего в состав ряда государственных полиграфий.
Если опираться на статистические данные, снижение выпуска печатной продукции (как в натуральных, так и в финансовых показателях) ежегодно составляет от 5 до 10%. Сохранить рост объёмов удалось только в секторе производства печатной упаковки и прочей печатной продукции. Госструктуры разрабатывают программы отраслевой поддержки для устранения негативного эффекта: Роспечать подготавливает комплекс мер по повышению доступности книжной продукции и периодики для населения, Минкомсвязь поддерживает либерализацию законодательства в медиа-индустрии. Так, в декабре 2016 года Минкомсвязь предложил законопроект поддержки книжных магазинов, включающий отмену НДС и определенный перечнь льгот. Тем не менее, давать какие-либо обнадеживающие прогнозы, по мнению Юлии Гридиной, пока затруднительно.
В стремлении увеличить рентабельность бизнеса типографии стали предоставлять не только профильные услуги, но и прибегли к организации выпуска собственной продукции: упаковочных материалов, рекламных товаров, обоев, пленочных покрытий для мебели и т.д. Растет число новых форматов – мини-типографий, специализирующихся на одном направлении, цифровых и «гибридных» типографий. Рынок разделился на технологические и товарные сегменты, которые ориентированы на определенную целевую аудиторию. Стоит отметить, что такой процесс вполне закономерен и соответствует тенденциям, наблюдаемым в странах с развитой полиграфической промышленностью.
Часть компаний берет ориентацию на мультитехнологичное производство, совмещающее несколько методов (цифровой, офсетный, флексографический). Но большинство типографий стремиться к снижению издержек и в силу узкой ориентированности на определенного потребителя пока использует только цифровую печать. Стоит отметить увеличение количества предприятий, производящих упаковочно-этикеточные товары, а также относительно новые продукты: пластиковые карты и так называемый direct-mail ( персонализированные рекламно-информационные письма).
Подводя итог, можно выделить главные тенденции развития полиграфического рынка:
- Активизацию процесса слияния-поглощения и появление крупных полиграфических комплексов;
- Реализация бизнес-модели «печать по требованию»;
- Укрепление взаимодействия между малыми типографиями, способствующее возникновению устойчивых к кризису предприятий.
Юлия Гридина (c) www.lenpechati.ru